Колнсультация для родителей:
"Экспериментируйте с детьми дома"
Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огрмного нового мира. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность - почему? зачем? как? что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель и не наставник, а равноправный соучастник деятельности. Это позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытсвто, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Мне хотелось бы, чтобы Вы, родители, следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательскому экспериментированию?
- не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество как любознательность;
- нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и прочего - ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;
- сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка;
- не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки в деятельности ребёнка - осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности;
- необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность - она порождает потребность в исследовании;
- предоставляйте возможность ребёнку действовать с разными предметами, материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируйте в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогайте ему в этом своим участием;
- если у Вас возникает необходимость что-то запретить, обязательно объясните, почему запрещаете это делать, и обязательно обсудите вместе, что можно или как можно;
- с раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность - ваша положительная оценка для него важнее всего;
- проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата - это поможет осознать процесс деятельности;
- распросите, о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг - таким образом он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Как организовать дома лабораторию
для несложных опытов и экспериментов?
Для того, чтоб организовать дома мини-лабораторию, не требуется особых усилий. Достаточно только желания, фантазии и небольших научных знаний.
Местом для экспериментирования может стать любое место в доме:
Ванная комната. Во время мытья рук ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Пусть малыш самостоятельно проверит, что растворится в воде быстрее - морская, соль, пена для ванны или кусочки мыла?
Кухня. Кухня - это то место, где ребёнок постоянно мешает родителям. Особенно маме, когда она готовит обед. Если у вас двое или больше деток, можно устроить соревнования между начинающими физиками. Поставьте на стол нескольно одинаковых ёмкостей (стаканы или баночки), низкую миску, наполненну водой на 1,5 см и паралоновые губки разного размера и цвета. Пусть дети положат губки в воду и попробуют отгадать, какая же губка впитает в себя больше воды? Проверить это просто - отожмите воду из губок в приготовленные ёмкости - в какой воды окажется больше? Почему? А можно ли набрать в губку воды столько, сколько хочется? Важно только, чтоб вопросы ребёнка не остались без ответа.
Детская. Ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему самому сделать нужную краску. Понаблюдайте, как он будет это делать, что предпримет? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что нужно смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получается, подскажите, что нужно смешать две краски, но какие именно - пусть догадается сам. Путём проб и ошибок малыш всё-таки найдёт правильное решение.
А эти эксперименты можно проводить в любом месте:
"Спасательный жилет для мандарина"
Для этого опыта нам понадобятся два одинаковых мандарина. Один опустите в тазик с водой. Мандарин будет плавать. Как бы вы не старались утопить его, он все равно будет всплывать. Очистите второй мандарин и положите в воду к первому. Он утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, только один плавает, а другой утонул. Объяснение этому простое - дело в том, что между кожурой и мандарином скапливается воздух, и он, как спасательный жилет, выталкивает мандарин на поверхность воды и не даёт утонуть.
"Греет ли шуба?"
Этот опыт, без сомнения, придётся по душе всем детям! Купите два стаканчика мороженого в бумажной обёртке. Одно из них разверните и положите на блюдце при комнатной температуре. А второе прямо в обёртке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Через полчаса выньте укутанное мороженое и выложите его развернутым на блюдце к первому мороженому. Сравните обе порции. Удивительно, но мороженое, укутанное шубой, в отличие от того, что лежало на блюдце, почти не растаяло. Как же так? Ведь шуба была очень тёплой. А лакомство сохранилось в ней как в холодильнике... Объясняется всё просто. Дело в том, что шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло, от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот оно и не растаяло. Шуба не нагрела мороженое, а сохранила его температуру. Поэтому и люди, надевая шубу, не мёрзнут на улице, ведь шуба помогает сохранить им их тепло.
"Золушка"
Этот опыт поможет Золушке быстро управиться с домашней работой и скорее отправиться на королевский бал! Но как же без труда отделить муку от зёрнышек? Да очень просто - при помощи обыкновенного кухонного сита. Мелкие частицы муки просеятся, а крупные зёрна останутся в решете.
С мукой понятно. Но сможем ли мы помочь Золушке отсортировать перемешанные соль и перец? Но и это нам под силу. Надуем воздушный шарик и потрём им о шерстяной свитер. Поднесём его поближе к смеси соли и перца. Что же мы видим? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.
"Почему нужно чистить зубы?"
Этот опыт будет очень полезен маленьким упрямцам, нежелающим чистить зубы. Для него нам понадобится уксус, яйцо, зубная паста и время. Для начала дайте ребёнку обследовать яйцо. Скорлупа у него прочная, твёрдая. Расскажите, что она состоит из кальция, как и эмаль наших зубов. А вот уксус - это очень кислая жидкость. Такую жидкость выделяют бактерии в ротовой полости. А теперь возьмите яйцо и намажте половину его скорлупы зубной пастой. Поместите яйцо в ёмкость, наполненную уксусом. Оставьте на 2 суток. По истечению времени мы увидим, что часть скорлупы, которая не была обработана пастой, разрушилась! То же самое происходит и с эмалью наших зубов, если их не чистить. Уверена, после такого опыта малыш больше не будет противиться чистке зубов!
И ещё...
Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую нужно развивать с раннего возраста. Не ругайте малыша за то, что он разобрал новую дорогую машинку до основания, он сделал это не из вредности и не ради баловства, просто ему интересно как там всё устроено. Поощряйте любознательность, ведь врождённая потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребёнка. А родители многое могут сделать для развития, использую различные естественные ситуации - и дома на кухне, и в магазине, и купая ребёнка...
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать темой для следующего эксперимента. В последствии у ребёнка возникнет интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он уже самостоятельно будет искать ответы на интересующие его вопросы. Нельзя губить первые ростки интереса к окружающему миру, пробуйте играть с ребёнком в настоящих учёных! Кто знает, может быть через несколько десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию?
Поделиться с друзьями: