Мурашко Мария Николаевна
Воспитатель дошкольного учреждения
Коллегам
+7 (4842)79-30-60
Калуга, Бульвар Энтузиастов, д.13
Пн.-пт., с 6:30 до 18:30

Коллегам

 

Консультация для коллег:

"Организуем уголок экспериментирования в группе" 

 

   На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность. Эта деятельность понимается не только как процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, самостоятельное приобретение знаний. 

   Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.

   Основная задача дошкольного учреждения поддерживать и развивать у ребёнка стремление и интерес к познавательской деятельности, к исследованиям и открытиям.   

   Одно из условий, решающих эту задачу - правильная организация развивающей среды, основными требованиями к которой является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

   Какие же задачи решает уголок экспериментирования?

    • развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, активации мыслительных операций - анализирование, сравнение, синтез, обобщение, классификация, наблюдение;
    • формирование умений комплексно обследовать предмет.

   Требования к организации уголка экспериментирования в группе:

    • безопасность для жизни и здоровья детей;
    • достаточность;
    • доступность расположения;
    • соответствие возрасту.

   Экспериментальную деятельность с детьми можно организовать по пяти взаимосвязанным направлениям: 

  1. "Живая природа" (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей);
  2. "Неживая природа" (воздух, вода, почва и т.д.);
  3. "Физические явления" (свет,звук, магнитизм, превращение твёрдых тел в жидкие, газообразные, и наоборот);
  4. "Человек" (функционирование организма);
  5. "Рукотворный мир" (материалы, окружающие предметы и их свойства)

    Также в уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

 - место для постоянной выставки, то есть "музей", где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы, например, необычные камни, кристаллы, раковины, перья и т.п;

 - место для приборов и место для хранения мастериалов - природного, бросового);

 - место для непосредственного проведения опытов;

 - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и пр.)

   Необходимо помнить, что мини-лаборатория делится на три основных компонента:

   1. Дидактический компонент

    • познавательные книги, энциклопедии, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ;
    • алгоритмы выполнения опытов;
    • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов (совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки);
    • правила поведения в уголке экспериментирования.

   2. Компонент оборудования

  • приборы-помощники: микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, весы, безмен, песочные и механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник и т.д.

   3. Стимулирующий компонент

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объёма;

  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал - камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, скорлупа грецких орехов и т.д;
  • утилизированный материал - проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки т.д;
  • технический материал - гайки, скрепки, болты, гвоздики и пр;
  • разные виды бумаги - обычная, газетная, картон, наждачная, копировальная и др;
  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварель);
  • медицинские материалы - пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и т.д;
  • прочие материалы - зеркала, воздушные шарики, мука, соль, кусковой сахар, цветные и прозрачные стёклышки и пр.

   Важно, чтобы всё было подписано или имело нарисованные схемы-обозначения.

   Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

   В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Это важный воспитательный момент, так как здесь мы наглядно показываем детям возможность вторичного использования бросового материала, который в избытке выбрасывается и загрязняет окружающую среду.

   Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

   Процесс познания, освоения новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование - не самоцель, а только средство ознакомления детьми с окружающим их миром.