Консультация для коллег:
"Организуем уголок экспериментирования в группе"
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность. Эта деятельность понимается не только как процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, самостоятельное приобретение знаний.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.
Основная задача дошкольного учреждения поддерживать и развивать у ребёнка стремление и интерес к познавательской деятельности, к исследованиям и открытиям.
Одно из условий, решающих эту задачу - правильная организация развивающей среды, основными требованиями к которой является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Какие же задачи решает уголок экспериментирования?
- развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, активации мыслительных операций - анализирование, сравнение, синтез, обобщение, классификация, наблюдение;
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования к организации уголка экспериментирования в группе:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения;
- соответствие возрасту.
Экспериментальную деятельность с детьми можно организовать по пяти взаимосвязанным направлениям:
- "Живая природа" (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей);
- "Неживая природа" (воздух, вода, почва и т.д.);
- "Физические явления" (свет,звук, магнитизм, превращение твёрдых тел в жидкие, газообразные, и наоборот);
- "Человек" (функционирование организма);
- "Рукотворный мир" (материалы, окружающие предметы и их свойства)
Также в уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, то есть "музей", где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы, например, необычные камни, кристаллы, раковины, перья и т.п;
- место для приборов и место для хранения мастериалов - природного, бросового);
- место для непосредственного проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и пр.)
Необходимо помнить, что мини-лаборатория делится на три основных компонента:
1. Дидактический компонент
- познавательные книги, энциклопедии, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ;
- алгоритмы выполнения опытов;
- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов (совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки);
- правила поведения в уголке экспериментирования.
2. Компонент оборудования
- приборы-помощники: микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, весы, безмен, песочные и механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник и т.д.
3. Стимулирующий компонент
-
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объёма;
- сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал - камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, скорлупа грецких орехов и т.д;
- утилизированный материал - проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки т.д;
- технический материал - гайки, скрепки, болты, гвоздики и пр;
- разные виды бумаги - обычная, газетная, картон, наждачная, копировальная и др;
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварель);
- медицинские материалы - пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и т.д;
- прочие материалы - зеркала, воздушные шарики, мука, соль, кусковой сахар, цветные и прозрачные стёклышки и пр.
Важно, чтобы всё было подписано или имело нарисованные схемы-обозначения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Это важный воспитательный момент, так как здесь мы наглядно показываем детям возможность вторичного использования бросового материала, который в избытке выбрасывается и загрязняет окружающую среду.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоения новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование - не самоцель, а только средство ознакомления детьми с окружающим их миром.
Поделиться с друзьями: